Оценка свойств топливных зол как компонентов композиционных материалов

Журнал: №4-2019
Авторы:

Марков А.Ю.
Строкова В.В.
Маркова И.Ю.

DOI: https://doi.org/10.31659/0585-430X-2019-769-4-77-83
УДК: 666.944.21

 

АннотацияОб авторахСписок литературы
Композиционные материалы сочетают в своем составе разнородные компоненты, варьируя соотношением которых возможно получение материалов с требуемым набором свойств. К таким материалам относится цементоасфальтобетон, который является полужестким композитом, содержащим термодинамически несовместимые виды вяжущих (битум и цемент). Учитывая,
что топливные золы в различной степени оказывают положительное воздействие на свойства как органических, так и неорганических вяжущих гидратационного твердения, возникает необходимость определения стадии введения топливных зол в сырьевую смесь при получении конечного материала раздельно-последовательным способом. В связи с этим в работе представлены результаты исследования вариативности физико-химических и структурных особенностей топливных зол, изучена их активность по отношению к наиболее химически активному компоненту цементоасфальтобетона – портландцементу, а также произведен сравнительный анализ влияния зол на изменение структурно-механических и вязкоупругих свойств битума. Исследованиям подверглись высококальциевая зола Назаровской ТЭС и низкокальциевая зола Троицкой ГРЭС. В результате анализа расчетных показателей качества зол и эмпирических данных индекса активности по отношению к портландцементу установлена зависимость изменения этих параметров от состава и структурных особенностей топливных зол. Сравнительный анализ структурно-механических и вязкоупругих свойств позволил установить целесообразность применения каждого из типов зол в зависимости от изменения температурного интервала эксплуатации битума.
А.Ю. МАРКОВ, инженер-исследователь (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
В.В. СТРОКОВА, д-р техн. наук (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
И.Ю. МАРКОВА, канд. техн. наук (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова (308012, г. Белгород, ул. Костюкова, 46)

1. Казарновская Э.А., Гезенцвей Л.Б. Исследование свойств цементоасфальтового бетона // Тр. СоюздорНИИ. 1968. Вып. 27. С. 79–100.
2. Богуславский А.М., Чан Нгок Минь, Доргань В.В. и др. Цементоасфальтобетон – материал для дорожных и аэродромных покрытий // Автомобильные дороги. 1985. № 4. С. 14–16.
3. Гоглидзе В.М. Полужесткие композиционные дорожные покрытия. Тбилиси: Мецнеереба, 1988. 63 с.
4. Schmidt M., Vogel P. Stoffeigenschaften xon HGT mit Albeton und Altasphalt // Strassen und Tiefbau. 1988. Vol. 42. No. 1, pp. 5–10.
5. Веренько В.А., Асипенко А.А. Бетоны на органогидравлических вяжущих для устройства конструктивных слоев дорожных одежд. Наука – образованию, производству, экономике: Материалы 14-й Международной научно-технической конференции. Минск: БНТУ, 2016. Т. 3. С. 26–27.
6. Веренько В.А. Дорожные композитные материалы. Структура и механические свойства / Под ред. И.И. Леоновича. Минск: Навука i тэхнка, 1993. 246 с.
7. Веренько В.А. Дорожные бетоны на органогидравлических вяжущих (теория и практическое применение). Дисс. … д-ра техн. наук. Минск, 1998. 178 c.
8. Мирошниченко С.И. Композиционный материал на комплексном вяжущем для строительства автомобильных дорог. Дисс. … канд. техн. наук. Белгород, 2007. 183 c.
9. Колосов А.А. Модифицированные цементоасфальтобетонные смеси для ремонта покрытий автомобильных дорог методом торкретирования. Дисс. … канд. техн. наук. Белгород, 2003. 179 c.
10. Гридчин А.М., Духовный Г.С., Мирошниченко С.И., Логвиненко А.А. Исследование влияния природно-климатических факторов на физико-механические характеристики цементоасфальтобетона // Современные методы строительства автомобильных дорог и обеспечение безопасности движения: международная научно-практическая интернет-конференция. Белгород: БГТУ, 2007. С. 77–80.
11. Балабанов В.Б., Николаенко В.Л. Укатываемый дорожный золасф бетон // Архитектура и строительство России. 2012. № 1. С. 18–25.
12. Маркова И.Ю., Строкова В.В., Дмитриева Т.В. Влияние зол-уноса на вязкоупругие характеристики дорожного битума // Строительные материалы. 2015. № 11. С. 28–31.
13. Strokova V.V., Markova I.Y., Dmitrieva T.V., Shiman A.A. The influence of fly ashes from power plants on rheological properties of bitumen binder // Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2016. No. 8 (2S), pp. 1487–1498.
14. Лебедев М.С., Чулкова И.Л. Исследование реологических свойств битумных композиций, наполненных золами-уноса различного состава // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2016. № 11. С. 45–52.
15. Путилин Е.И., Цветков В.С. Обзорная информация отечественного и зарубежного опыта применения отходов от сжигания твердого топлива на ТЭС. М.: СоюздорНИИ, 2003.

Для цитирования: Марков А.Ю., Строкова В.В., Маркова И.Ю. Оценка свойств топливных зол как компонентов композиционных материалов // Строительные материалы. 2019. № 4. С. 77–83. DOI: https://doi.org/10.31659/0585-430X-2019-769-4-77-83


Печать   Электронная почта